Главная страницаНовости → 19.11.2010. 10 ноября 2010 года на Смоленском лютеранском кладбище отрыт памятник Карлу Маю

Новости

19.11.2010. 10 ноября 2010 года на Смоленском лютеранском кладбище был отрыт памятник на могиле К.И. Мая

10 ноября 2010 года исполнилось 190 лет со дня рождения известного педагога-практика Карла Ивановича мая. В этот день на Смоленском лютеранском кладбище открыли памятник на его могиле.


Немного о К.И. Мае и его гимназии

К.И. Май родился 29 октября (старый стиль) 1820 года в Санкт-Петербурге в семье бедных иностранцев – немца и шведки. Воспитывал юного Карла дядюшка, женатый на француженке. В 14 лет Карл остается без средств к существованию (из-за смерти отца и дядюшки) и вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Образование получил в Петершуле. Карл был учеником способным, поэтому начальство Петершуле покровительствовало ему. Затем он обучается в Санкт-Петербургском университете и работает гувернером у министерского сына Андрюши Дашкова. В доме Дашковых была большая библиотека, где Карл Май проводил свободные минуты. После университета – заграничные поездки, увлечение педагогикой и как в результате – открытие своей гимназии.

Карл Май.
Карл Май.

Как педагог Карл Май исповедовал принцип «сперва любить, потом учиться». Он утверждал: «Ребенок – тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, своё мнение». И обращался к родителям: «Влияние школы на ваших детей ограничено. Много условий должно содействовать, чтобы достичь намеченной вами цели – нравственного и умственного развития детей. Одно из главных влияний – семья; где она не помогает, там вся наша работа – напрасно потраченный труд». Сам Карл Иванович преподавал географию – он находил, что эта наука «развивает в детях наблюдательность относительно окружающих явлений природы, ее гармонии, показывает тесную связь человека с ней и зависимость его от природы».

Один из «майских жуков» – так называли выпускников школы, Александр Бенуа, вспоминал о директоре: «Карл Иванович твёрдо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказывания к нему доверия. Понятно, что среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича и даже за спиной издевались над этой доверчивостью. Но большинство уважало, любило своего директора, нежное чувство возникало сразу с момента первого контакта с ним самим. Во всяком случае, я Карлушу полюбил в первый же день, а затем остался верен этому чувству до конца».

Неудивительно, что следствием подобного подхода была огромная и искренняя любовь воспитанников к своему директору. Критик Д.В. Философов писал: «Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназических годах, они вспоминают их с ненавистью. Я почти никогда не встречал, кто бы вспоминал с любовью казенную гимназию восьмидесятых годов. «Майские жуки» – счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казёнщины».

Другой известный «майский жук», Н.К. Рерих, вспоминал: «В гимназии К.И.Мая чертили карты Азии. Желтой краской отмечали пески Гоби. Боком мягкого карандаша наносили хребты Алтая, Тарбагатая, Алтын-Тага, Кунь-Луня… Белили ледники Гималайские… Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так милыми нам горами… Но проходят десятилетия; через полвека вспоминаются эти будто бы различные предметы в одном общем укладе. Именно они своими убедительными зовами сложили многие возможности. Недаром опытный географ предлагал нам не только заучивать названия, но именно запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний. Художество вносилось в эти прикасания к земле. А там, где знание будет сочетаться с искусством, – там останется особенная убедительность».

Первое здание, принадлежавшее «майской» гимназии, располагалось на 10-й линии Васильевского острова (дом № 13). По воспоминаниям уже упомянутого Александра Бенуа, «с наружного вида это был самый обыденный, безличный, старый, солидный петербургский дом в три этажа. От своих соседей этот дом ничем особенным не отличался и выкрашен был в такую же, как они, светло-сероватую краску. Построен он был, вероятно (без какой-либо заботы о стиле), в начале XIX века».

Знак Майский жук. Экспонат музея гимназии К. Мая.
Знак «Майский жук».
Экспонат музея гимназии К. Мая.

Здесь жил сам Карл Иванович Май, некоторые учителя, а также учащиеся-пансионеры. Распорядок был, вообще-то говоря, вполне традиционный. Приходящие воспитанники прибывали к половине десятого утра. Затем следовала общая молитва и уроки. Кстати, перерывы между ними были, по нынешним представлениям, весьма короткими – всего лишь семь минут. Однако этого хватало – ведь на увлекательных и творческих занятиях ученики не слишком уставали. Сначала было два урока – с десяти до двенадцати дня. Затем полчаса на завтрак, полчаса на игры и опять, до четырех часов, занятия. Впрочем, по средам и субботам уроки продолжались только до двенадцати часов. По воскресеньям же их не было вообще.

Особых строгостей в гимназии не было, однако там все же имелся журнал «претензий к поведению». Тех, кто, например, осмеливался «затруднять занятия преподавателя болтовнею и шалостями», поджидал штраф, который исчислялся часами, на которые воспитанник оставлен был после уроков. Так что в отношении наказаний та гимназия была вполне традиционная – разве что карцер там отсутствовал. Колоритными были сотрудники этой гимназии. Вот, например, воспоминание о господине Мальхине, преподавателе по древним языкам: «Самым характерным для внешности Мальхина была его недлинная, но густая огненного цвета борода, а также «злой», пронизывающий взгляд его зеленых, искрящихся глаз… Он не скрывал своего презрения к тупицам и бездарным зубрилам – хотя бы они отвечали на пять по заданному уроку. Некоторых же учеников он прямо ненавидел, одних за безнадежную глупость, других за лень и бездарность».


К.И. Май скончался 20 марта (старый стиль) 1895 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В советское время за могилой Карла Мая ухаживала семья Семеновых-Тян-Шанских, но в 1948 году памятник был похищен вандалами. Семеновы-Тян-Шанские зарисовали схему расположения могилы К.И. Мая на кладбище. Открытый 10 ноября 2010 года памятник, установлен на основании этой схемы. Памятник воссоздан по инициативе Музея истории школы К. Мая при поддержке Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, Фонда имени Д.С. Лихачева, Общества «Майский жук» - общество друзей Школы Карла Мая и почитателей педагога.

В церемонии открытия памятника приняли участия А.В. Кобак – директор Фонда им. Д.С. Лихачева, профессор Татьяна Константиновна Кракау (внучатая племянница второго директора школы В.А. Кракау), профессор Михаил Арсентьевич Семенов-Тян-Шанский (правнук выпускника школы 1872 года, Дмитрия Петровича Семенова-Тян-Шанского, произносившего речь при открытии памятника в 1896 году), Никита Владимирович Благово – заведующий музеем гимназии Карла Мая, Ю.М. Пирютко – хранитель Некрополя Музея городской скульптуры, представители Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза, потомки выпускников и педагогов школы, представители администрации города и Василеостровского района, руководство Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН, Общество друзей Музея истории школы К. Мая, Русско-немецкий Центр встреч, представители общественности города и журналисты. Согласно существовавшей в школе традиции проведения празднования дня рождения первого директора всем присутствующим была предложена чашечка какао и булочка.

Сегодня действует музей гимназии Карла Мая в историческом здании школы (14 линия, д. 39), где в настоящее время размещается Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН. Музей организован по инициативе Н.В. Благово, автора монографии о гимназии Мая. Сайт музея http://www.karlmay.spb.ru/ Сайт общества друзей гимназии Карла Мая http://kmay.ru/.

После церемонии открытия памятника Карлу Маю, представители Митрофаниевского союза осмотрели ход работ по реконструкции дорожной сети Смоленского лютеранского кладбища, которые ведутся там, в настоящий момент. Также были осмотрены памятники садовника Э.Л. Регеля и архитектора Д.И. Грима, реставрационные работы, над которыми были начаты в июне 2010 года по инициативе и на средства Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП). Было установлено, что надгробия полностью отреставрированы.

Причём памятников Э.Л. Регелю было установлено три, вместо одного. До реставрации памятников было два – один Регелю, второй – его малолетнего сына Роберта. Также оказался отреставрированным памятник шведскому военачальнику и политическому деятелю, перешедшему на российскую службу, генерал-губернатору Финляндии в 1808-1809 годах графу Георгу Магнусу Спренгтпортену (1740-1819). Странно то, что сведений об это в СМИ или других источниках нет. Неизвестно было и будет ли какое-нибудь торжественно открытие отреставрированных могил.


Фотоотчёт.
Памятник Карлу Маю. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Памятник Карлу Маю.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Памятник Карлу Маю. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Памятник Карлу Маю.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Н.В. Благово. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Н.В. Благово.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Церемония открытия.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Здесь можно было выпить какао и съесть булочку. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Здесь можно было выпить какао и съесть булочку.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Могила Э.Л. Регеля до реставрации. Фото Н.В. Лаврентьева, 01.II.2008 года.
Церемония открытия.
Фото Н.В. Лаврентьева, 01.II.2008 года.
Отреставрированная могила Э.Л. Регеля. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Отреставрированная могила Э.Л. Регеля.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Памятник на могиле арх. Давида Гримма до реставрации. Фото Н.В. Лаврентьева, 01.II.2008 года.
Памятник на могиле арх. Давида Гримма до реставрации.
Фото Н.В. Лаврентьева, 01.II.2008 года.
Могила Давида Гримма после реставрации. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Могила Давида Гримма после реставрации.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Могила Давида Гримма после реставрации. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Могила Давида Гримма после реставрации.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Отреставрированная могила графа Георга Магнуса Спренгтпортена. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Отреставрированная могила графа Георга Магнуса Спренгтпортена.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Реконструкция дорожек на Смоленском лютеранском кладбище. Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.
Реконструкция дорожек на Смоленском лютеранском кладбище.
Фото Н.В. Лаврентьева, 10.XI.2010 года.

© Никита Благово, заведующий музеем гимназии К.И. Мая.

© Николай Лаврентьев, секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза.

Назад к новостям