Suomi

Главная страница → История Митрофаниевского кладбища

История Митрофаниевского кладбища

Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан Воронежский

Возникновение Митрофаниевского кладбища связано с эпидемией холеры, разразившейся в Петербурге летом 1831 года. Почти за год до этого, когда болезнь впервые появилась в южных пределах России, в столице был образован специальный медицинский совет, который занялся разработкой мер по борьбе с надвигающимся бедствием. Распространения заразы опасались не только от больных, но и от умерших, поэтому священникам всех приходских церквей были сообщены специальные правила погребения. Места для них велено было отводить отдельно от городских кладбищ, их огораживали, и доступ к ним запрещался. Холерные кладбища подчинялись не церкви, как все остальные, а городской полиции, которая сама записывала погребаемых. Священников на таких кладбищах, как правило, не было, отпеваний и панихид не совершалось. Как писали в то время, «от болезни холеры многие умерли без надлежащего напутствования в жизнь вечную».

Одно из холерных кладбищ появилось на южной окраине Петербурга, близ деревни Тентелевка. После окончания эпидемии мещанка Феврония Комарская, похоронившая здесь своих родных, стала хлопотать о постройке церкви и собирать для этого средства. В 1835 году митрополит Серафим благословил это начинание, а власти разрешили «учредить в смежности с холерным обыкновенное городское кладбище». Прошло всего пять месяцев, и небольшая деревянная церковь была освящена во имя новопрославленного святого Митрофана, епископа Воронежского. Такая быстрота объяснялась тем, что на кладбище перенесли старую церковь Измайловского полка, для которого был освящен новый величественный собор.

Первым церковным старостой храма и кладбища стал известный табачный фабрикант В.Г. Жуков. На свои средства он проложил к кладбищу дорогу, обсадил ее ветлами и выстроил ограду.

Спасская церковь, арх. Карпов. Фото 1900-х годов
Спасская церковь, арх. Карпов. Фото 1900-х годов

Осенью 1839 года на Митрофаниевском кладбище заложили каменный трехпридельный храм (при этом территорию кладбища увеличили вдвое). Вначале его хотели выстроить по образцу Митрофаниевского собора в Воронеже, но денег на это собрать не удалось, и был взят готовый проект К.А. Тона, по которому строилась церковь в Свеаборге, морской крепости под Гельсингфорсом (Хельсинки).

Через три года постройка была вчерне готова, но в августе 1842 года неожиданно рухнули купола, за что наблюдавшего за строительством академика К.И. Реймерса велено было «за неосторожное смотрение посадить на две недели на гауптвахту». Дальнейшее производство работ принял на себя опытный архитектор А. Адамини, после смерти которого дело завершал Ф. Руска. Ремонт и отделка церкви заняли еще пять лет, и в августе 1847 года епископ Ревельский Нафанаил освятил пятикупольный храм во имя святого Митрофана Воронежского. Высокий пятиярусный иконостас и роспись сводов исполнили по эскизам академика Ф.Г. Солнцева, иконы написали известные академические живописцы: П.М.Шамшин, К. Дузи, А.В. Нотбек, А.А.Васильев, К.А. Зеленцов.

Церковь Сошествия Святого Духа. Рисунок с обмерных чертежей, составленных перед сносом храма.
Церковь Сошествия Святого Духа. Рисунок с обмерных чертежей, составленных перед сносом храма.

В подвальном этаже новой церкви устроили склепы для богатых захоронений. В 1858 году был освящен нижний придел во имя Святителей Московских. Здесь находились фамильные захоронения богатых купеческих семей Сытовых, Русаковых, Дурдиных, Петуховых, Кудрявцевых, а также могилы генерала артиллерии, члена Адмиралтейств-совета Д.П. Примо и директора Публичной библиотеки историка, генерал-лейтенанта Н.К. Шильдера.

После освящения каменной церкви старую деревянную не разобрали. В 1859 году ее основательно отремонтировали и вновь освятили, на этот раз под именем Спасской. Весной 1883 года сильный пожар уничтожил эту деревянную постройку, но за лето епархиальный архитектор Г.И. Карпов восстановил храм, немного отступив от первоначального вида.

Третья кладбищенская церковь - Сошествия Святого Духа - напоминала большую надмогильную часовню. Ее возвел в 1885-1887 годах на собственные средства известный благотворитель купец А.Л. Кекин над могилой сына, юного студента университета. В подвальном этаже у гробницы был устроен небольшой придел Семи Эфесских отроков. У ворот кладбища стояла часовня Александра Невского, неподалеку располагались дома церковного причта и небольшая богадельня для вдов и сирот духовного звания, построенная в 1864-1866 годах.

Известная польская пианистка Мария Шимановская
Известная польская пианистка Мария Шимановская, похороненная на Митрофаниевском кладбище

Митрофаниевское кладбище многократно расширялось: прирезки земли производились в 1835, 1838, 1848, 1860, 1865, 1871 и в другие годы. Во второй половине XIX веке ветки Балтийской и Варшавской железных дорог ограничили территорию с востока и запада. Тем не менее, к началу XX века Митрофаниевское кладбище стало одним из самых больших в Петербурге. В престольный праздник для поминовения сюда собиралось до ста тысяч человек.

Митрофаниевское кладбище никогда не считалось богатым и престижным среди петербургских некрополей. Хоронили здесь в основном людей среднего достатка и небогатый люд - купцов, чиновников, мещан. Относительная дешевизна кладбища сделала его местом погребения многих петербургских актеров и литераторов среднего достатка. В бесплатных участках находили последний приют умершие в больницах, госпиталях, богадельнях, полицейских приемных домах. Неоднократно на кладбище происходило перераспределение разрядов, когда площадь дешевых и бесплатных увеличивали за счет более дорогих.

Богатые захоронения были сосредоточены главным образом вблизи Митрофаниевской церкви. Обращали на себя внимание часовня над склепом адмирала В.М. Головнина и его сына - министра народного просвещения А.В. Головнина, семейное захоронение контр-адмирала В.И. Рыкова, могилы известного военного историка генерала Н.С. Голицына, генерала П.П. Липранди, члена Российской академии сенатора П.И. Сумарокова, директора департамента железных дорог Д.И. Журавского, всемирно известной пианистки М. Шимановской. Большим почитанием пользовалась могила странника А.М. Крайнева, вологодского крестьянина, носившего на себе пудовые вериги. Его похороны в декабре 1889 года собрали двадцатитысячную толпу, которая провожала гроб от Успенской церкви на Сенной площади до самого кладбища.

Могила историка Петербурга Пыляева на Митрофаниевском кладбище. Фото 1900-х годов
Могила историка Петербурга Пыляева на Митрофаниевском кладбище. Фото 1900-х годов

Обширный участок в северо-восточной части некрополя занимало Финское лютеранское кладбище. Первое ходатайство об его открытии относится к 1835 году, когда пастор финской церкви святой Марии Карл Вильгельм Сирен писал «о крайне затруднительном своем положении при погребении бедных финнов, ибо на кладбищах Смоленском, Волковском и Тентелевском требуется плата». Через десять лет финнам отвели для кладбища десять тысяч квадратных сажень по соседству с Митрофаниевским. Вскоре на финском кладбище (расширенном в 1858 году) стали хоронить также прихожан шведской церкви святой Екатерины.

В 1849 году попечитель латышской лютеранской церкви генерал-лейтенант барон Корф ходатайствовал об открытии отдельного латышского кладбища (латышский приход насчитывал в то время около трех с половиной тысяч человек). Однако министр внутренних дел распорядился хоронить латышей на финском кладбище.

Единственный сохранившийся склеп на бывшем кладбище. Фото 2008 года
Единственный сохранившийся склеп на бывшем кладбище. Фото 2008 года

После революции судьба Митрофаниевского кладбища долгое время была не определена. Первые годы здесь еще продолжались захоронения. Так, в 1922 году, здесь был похоронен известный математик профессор Петербургского университета академик А.А. Марков. Решение о немедленном закрытии Митрофаниевских кладбищ - православного и финского - относится к 1927 году. Через два года была закрыта и вскоре снесена Митрофаниевская церковь. Начался разгром некрополя.

В 1930-е годы несколько исторических захоронений были перенесены в музейные некрополи. В Некрополь мастеров искусств перезахоронили актеров А.М. и Я.Г. Брянских, И.П. Киселевского, Е.С. Семенову. На Литераторские мостки - литераторов Л.А. Мея, А.А. Григорьева, А.К. Михайлова-Шеллера и М.И. Пыляева.

Старожилы помнят, что в 1950-е годы на месте Митрофаниевского кладбища действовала самая большая в Ленинграде барахолка, но отдельные могилы еще сохранялись. Сейчас это место занято складами, гаражами и свалками.

© Кобак А.В. Уничтоженные кладбища: Митрофаниевское кладбище. // Исторические кладбища Петербурге: Справочник-путеводитель. / Сост. А.В. Кобак, Ю.М. Пирютко. СПб., издательство: «Чернышёва», 1993. С. 558-560.